ВОПРОС
Кто в организации в соответствии с законодательством ответственное должностное лицо за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда: назначенное руководителем лицо (например, заместитель) или сам руководитель?
ОТВЕТ
В законодательстве, на самом деле, есть несколько схожих моментов по этому вопросу, главное, не запутаться.
В новых ПОТ - Правилах по охране труда (постановление МТиСЗ РБ от 01.07.2021 № 53) - сказано:
”17. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях организации – руководители структурных подразделений.”.
Т.е. в любом юрлице (будем использовать это слово) за охрану труда отвечает руководитель.
Далее в ст. 17 Закона об охране труда и п. 18 ПОТ говорится, что наниматель назначает должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.
А в Трудовом кодексе ”наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником”. При этом от имени юрлица обычно выступает его руководитель, но может по доверенности и ещё кто-то. Тогда этот ”кто-то” (например, замдиректора) тоже может быть назначен ответственным.
И ещё в ст. 20 Закона об охране труда и п. 20 ПОТ говорится, что для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением работающими требований по охране труда наниматель в установленном законодательством порядке ...
Т.е. здесь идёт речь про того, кто будет помогать руководителю по вопросам охраны труда, причём не только в части штатных работников, а всех работающих (если говорить простыми словами).
В итоге, мы имеем три самостоятельных словосочетания, не запутайтесь (ключевые слова выделены заглавными буквами):
- УПРАВЛЕНИЕ охраной труда,
- ОРГАНИЗАЦИЯ охраны труда и осуществление контроля за соблюдением РАБОТНИКАМИ требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ,
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ по охране труда и осуществление контроля за соблюдением РАБОТАЮЩИМИ требований по охране труда.